Детское воровство – это крик о помощи.

 Не делайте вид, что не слышите. Любой ребенок, подрастая, может поддаться искушению взять предмет, который ему не принадлежит.

          Исследования на тему детского воровства показали, что кража – это практически в 100% случаев реакция на ситуацию в семье.  Оказывается, что на ребенка никто не обращал внимания в семье и его плохие поступки – попытка изменить это. Система работает: родителям становится очень стыдно, они отчитывают ребенка, лишают его в наказание развлечений, даже бьют. Но это не то внимание, которого хотелось бы ребенку, он ждал сочувствия и поддержки.

          «Воруют» потому, что просто не в силах совладать со своими желаниями. Система морально-этических норм маленького ребенка еще только зарождается, а понятия «мое» – «не мое» для него еще абстрактны.

           Воровство может быть реакцией на особые психологические обстоятельства, чем-то вроде символической компенсации ущерба, нанесенного чувствам ребенка.  Тем не менее воровство у детей не означает, что они стали преступниками, даже в том случае, если они склонны солгать, чтобы защитить себя или оправдаться. Воровство и ложь часто становятся союзниками. До четырех лет малыш не осознает, что воруя, обижает другого, наносит ему ущерб; зато он вполне может почувствовать ущемленным и обиженным себя самого, если увидит у другого игрушку, которую ему хочется, — потому-то без малейших угрызений совести и заберет ее себе. И крадет он при этом не столько желанный объект, сколько удовольствие другого ребенка.

           Период воровства у маленького ребенка в большинстве случаев длится недолго, и потому нужно, не делая из этой проблемы трагедии, как можно быстрее в ней разобраться и решить ее, пока к ребенку не приклеилась дурная репутация и воровство не вошло у него в привычку.

-Сформулировать запрет и объяснить, почему вы запрещаете ребенку воровать, надо максимально рано.  Начиная с двух-трех лет ребенок способен осознать, что вы им недовольны, даже если не понимает, что причинил вред другому.

- Осудите его поступок, но без того, чтобы ребенок почувствовал себя ущемленным.

 - Нужно научить его просить: «Если тебе хочется эту игрушку, попроси ее, а если тебе скажут «нет» — значит, брать ее нельзя».

- Принять и усвоить запрет — значит научиться противостоять искушению. Вы можете сказать ребенку, что сопротивляться трудно, но если он этого не сделает — будет наказан.

 - Старайтесь не слишком бурно реагировать на поступок ребенка: чрезмерная драматизация может обострить положение. - Не надо дома постоянно возвращаться к инциденту и обсуждать его.

- Лучше предупредить, чем лечить. Избегайте ставить ребенка в положение, при котором ему легко соблазниться тем, что он видит. К посещению магазина игрушек, например, нужно готовить его заранее.

- Не грозите ребенку санкциями, которые к нему неприменимы: двухлетних в тюрьму не сажают!

-Если ребенок ворует, чувствуя себя ущемленным из-за того, что у других есть игрушки, которых у него нет, или если он крадет деньги, чтобы купить себе сластей, ваша реакция всегда должна быть воспитательной: поскольку он осознает, что преступил закон, он должен ждать упреков и наказания.    

-Спокойно и четко реагировать на любые стремления ребенка взять чужую вещь. Это относится и к любым предметам, случайно найденным на улице или в транспорте. Подобные действия являются «пред воровством», они не всегда привлекают внимание учителей, воспитателей и родителей, и могут перерасти в настоящее воровство.

Не заставлять ребенка "ради справедливости" отдавать свою лучшую игрушку. Не "пережимать", обсуждая вину ребенка - иначе он будет утаивать от вас все проступки, которые считает стыдными.

Что делать, если ребенок уже что-то украл?

Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).

Доходчиво расскажем о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний человека, лишившегося любимой вещи (а ребенку постарше – и о правовых).

Откажемся от навешивания ярлыков, называя ребенка воришкой, не будем красить образ в черный цвет.

Не обсуждаем возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка. Помним золотое правило воспитания: ругай наедине, хвали при всех.

Запомним, что фразы типа «Как ты мог?» являются бесполезными и даже вредными. Вместо этого риторического вопроса лучше задать заинтересованное «Почему?».

Избегаем сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Вот я никогда…».

Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.

Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.

По возможности исключаем ситуации, провоцирующие воровство (не оставляйте без присмотра деньги и вещи, представляющие ценность).

Подумаем о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие или ошибки в системе воспитания.

Как предотвратить детское воровство?

Важно соблюдать следующие принципы:

-  Обучение ребенка навыкам высказывания просьбы поиграть с чужой вещью или посмотреть ее.

-  Слова родителей не должны расходиться с делом (бесполезно внушать ребенку, что брать чужое нельзя, а самим приносить с работы то, что «плохо лежит»).

-  С раннего детства избегаем вседозволенности, приучаем ребенка к наличию определенных правил и границ поведения.

-  Отказываемся от тотального контроля над жизнью ребенка, вместо него поощряем детскую инициативу и обучаем навыкам планирования.

Любить свое чадо, на протяжении всего процесса взросления быть в непрерывном теплом, понимающем контакте с ним, делиться своим опытом преодоления различных трудностей.

Советы педагога-психолога.

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время