Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

 негативные факторы в период беременности и родов;

 «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

 перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

 частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

 наследственные факторы;

 снижение слуха;

 анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

 сосание пальца.

Признаки нарушений речи

 К концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

 к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

 к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

 к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

 к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

 к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

 к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

 к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

 к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

 к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

 к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

 в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

 в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

В каких случаях действительно необходим логопед?

В идеале, даже когда речь вашего ребенка, на ваш взгляд, развита хорошо, все-таки стоит посетить вместе с малышом консультацию логопеда. Лишним это не будет точно. Мы привыкли, что работа логопеда связана только с исправлением звуков, но так ли это?

Опытный логопед, проведя тестовые задания, может определить даже возможные проблемы с обучением у будущих школьников, а впоследствии скорректировать свои занятия с ребенком на предотвращение появления таких ошибок. Систематические занятия, при условии полного контроля и помощи со стороны родителей, гарантируют достижения быстрых и хороших результатов. Логопед родителям предоставит план занятий, по которому совместно будет u1087 проходить коррекция.

Часто бывает, что дети, даже посещавшие садик, на консультации у специалистов показывают низкие результаты. Не могут в свои пять лет составить короткий рассказ по картинке, путаются в обобщении по группам слов. Например, во время выполнения задания по раскладыванию тематических картинок по группам (отдельно предметы мебели, диких животных, домашних животных, овощи, фрукты), допускают существенные промахи. Это не говорит, конечно, о глобальных проблемах, но исключать их тоже не стоит. Чаще всего это педагогическая запущенность, ограниченное представление об окружающем мире, а возможно, недостаточные полноценные занятия со специалистами.

Такие задания, как выбрать лишний предмет, удержать в памяти инструкцию по выполнению, назвать слова, которые начинаются на одну букву, могут смутить ребенка, который не имел опыта их решения. Определить степень выявленных нарушений сможет только опытный и практикующий логопед. Родителям стоит с особой ответственностью подойти к поиску специалиста. Занятия с логопедом смогут восполнить эти пробелы, подготовить к школе, и у малыша не будет уже чувства опасения при выполнении задач такого плана.

Все эти случаи касаются моментов, когда на первый взгляд, консультация специалиста была не нужна, ведь качество речи ребенка, его произношения, не вызывала опасений у родителей. Но проблемы были выявлены только после того, как малыш прошел тестовые задания.

Если же родители сидят дома и по советам бабушек и соседей ждут, когда их ребенок «сам разговорится», то здесь им нужно ставить жирный минус. Ведь время играет против хороших результатов. Чем раньше будет обращение к логопеду, а чаще всего в этих случаях, опытный логопед родителям предложит предоставить медицинскую карточку ребенка и посоветует посетить невролога, тем заметней будут результаты занятий.

Возможно, ребенку потребуется для нормализации активности деятельности головного мозга принимать некоторые препараты, улучшающие кровообращение, помогающие облегчить запоминание и усвоение материала. u1053 Не стоит этого бояться, во многих случаях достаточно только запустить сам процесс, помочь организму с рывком и дальше только помогать ребенку, проводя регулярные занятия, выполняя все рекомендации логопеда.

Длительная задержка речевого развития, может потом перерасти в более сложный диагноз – общее недоразвитие речи, выбраться из которого намного сложнее. Вот почему очень важно своевременное обращение к специалистам. Не затягивайте решений этих вопросов, в своем большинстве они сами не находят выхода и обращение за помощью к логопеду неизбежно, а вот драгоценное время будет безвозвратно потеряно. Подумайте о своем малыше, ведь сейчас именно от вас зависит то, насколько хорошо будет развита его речь, его социальное общение и общение со сверстниками.

Выбираем специалиста. Где лучше заниматься дома или в кабинете логопеда?

Какие консультации даст логопед родителям ребенка?

Существует много специализированных центров, где свои услуги предлагают специалисты высокого класса – логопеды, дефектологи, психологи. Как выбрать именно того, кто поможет справиться с проблемой? Вот здесь, стоит приложить максимум усилий, чтобы получить желаемый результат.

Начнем с того, что есть бесплатные занятия с логопедом в поликлиниках, там работают хорошие специалисты, но время, к сожалению, у них ограничено. Так что, если у ребенка серьезные речевые трудности, нужно предпочесть индивидуальные систематические занятия. Специалиста нужно выбирать с опытом работы, ведь каким бы хорошим ни был студент дефектологического факультета, вам бы наверняка не хотелось, чтобы он учился на ошибках с вашим ребенком.

Постарайтесь посетить консультации разных специалистов, послушайте их мнение, понаблюдайте за реакцией ребенка. С каким именно логопедом малыш оживился больше всего, насколько интересно и понятно подавались задания и, конечно же, личные предпочтения ребенка. От того, насколько хорошо будет налажен контакт с логопедом, во многом будет завесить и результат. Если ребенок не будет иметь желания заниматься, то это очень u1086 осложнит его дальнейшее продвижение. Логопед родителям может разрешить присутствовать на занятиях, не стоит отказываться, ведь так вы сможете и сами ориентироваться в успехах и неудачах своего ребенка.

Решение о том, заниматься дома или ездить к специалисту, зависит и от педагога.

Если он не против посещать вас на дому, и вы чувствуете, что ребенку так лучше (становится более оживлен, не зажат, занимается с охотой), то это будет наилучший вариант.

Именно в условиях абсолютного доверия, взаимной заинтересованности в результате работы и происходят занятия с логопедом.

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время