Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем, доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро)

Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы. Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.

Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности

Научите ребёнка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребёнка и неправым другого или наоборот.

Чаще разговаривайте с ребёнком.

Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.

Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.

Только в том случае его познавательный интерес не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе. («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребёнка.

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим ребёнком.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Верьте, что Ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если.., то..» («Если уберёшь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности – ребёнок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».

Из записной книжки  дефектолога

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время