Прежде всего помните, что главным условием своевременного возникновения речи является полноценное общение малыша со взрослыми.

 

Поддерживайте эмоциональное благополучие ребенка, его радостное настроение. Помните о том, что своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу.

 

Больше разговаривайте с ребенком. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее.

 

Отвечайте на все вопросы малыша.

 

Не коверкайте свою речь, общаясь с ребенком. Стремитесь к тому, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь.

 

Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как Вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор.

 

Разными способами побуждайте ребенка к речи (обращениями типа "скажи…", "назови…", "что это?", "где?" и пр.).

 

Читайте детям книжки, рассматривайте иллюстрации, обсуждайте их, задавайте вопросы, просите не только показать, но и назвать то, что нарисовано. Помногу раз читайте любимые книжки малыша, давайте ему возможность повторять за вами слова и фразы.

 

Пробуждайте интерес ребенка к слушанию и воспроизведению воспринимаемых на слух прибауток, стишков с повторяющимися строчками.

 

Устраивайте игры-драматизации по сказкам, предлагайте ребенку воспроизводить отдельные эпизоды спектакля.

 

Организуйте звукоподражательные игры (как мяукает кошка, лает собачка, пищит птенец или мышка, рычит волк и пр.)

 

Организуйте игры и занятия по развитию мелкой моторики рук ребенка. Это будет способствовать своевременному возникновению речи. Сортируйте вместе с малышом мелкие предметы, нанизывайте на леску бусины, застегивайте и расстегивайте пуговицы, молнии, делайте упражнения для пальцев, сопровождая их соответствующими стишками.

 

Не оставляйте ребенка надолго одного перед телевизором и аудиосистемой. Смотрите и слушайте вместе с ним. Психологи доказали, что присутствие взрослого при восприятии ребенком речи оказывает благоприятное влияние на ее возникновение.

 

 

 

 

 

 

 

Резюмируем выше сказанное в следующих советах:

 

Практикуйте бережное, доброжелательное отношение к малышу, учитывайте его потребности и желания. Проявляйте уважение к личности ребенка, не насмехайтесь над ним, не поддразнивайте.

 

Почаще играйте вместе с ребенком, разнообразьте действия с игрушками, фантазируйте. При этом не забывайте радоваться успехам малыша, поддерживайте его, поощряйте похвалой. В процессе совместной деятельности поощряйте малыша, хвалите, оказывайте ему поддержку, но не вмешивайтесь в его самостоятельную деятельность.

 

Старайтесь поменьше пользоваться запретами и порицаниями. Следите, чтобы похвалы и поощрений было больше, чем запретов и порицаний. Не допускайте у малыша ощущения собственной несостоятельности: после порицания обязательно дайте образец правильного действия, не предлагайте малышу выполнять непосильные действия, при затруднениях окажите ему помощь.

 

Овладение ходьбой и речью не происходит с одинаковой скоростью и интенсивностью. Сначала ребенок овладевает ходьбой, что дает ему возможность перемещаться в сторону заинтересовавших его предметов. Он "топает" к ним, преодолевая страх и неуверенность - тут уж не до разговоров! Любопытство побуждает малыша к действию - идет накопление сенсомоторного опыта и пассивного словаря, т.е. расширяется понимание речи. Во втором полугодии, овладев ходьбой, он начинает осваивать и активную речь, т.е. называть предметы, игрушки своими именами.

 

Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости применения разных методов и приемов в первом и во втором полугодиях второго года жизни. В первом полугодии, когда произношение еще очень несовершенно, допускается вводить в лексикон малыша лепетные слова и звукоподражания. Например, "га-га" (уточка), "ля-ля" (куколка), "ку-ка" (петушок), "ко-ко" (курочка), "тук-тук" (молоточек), "ав-ав" (собачка), "кис-кис" (кошечка), "тик-так" (часы) и т.п. Обозначая предмет лепетным словом, взрослый должен назвать его и общеупотребительным. Так создаются предпосылки для развития автономной речи. Во втором полугодии облегченные слова постепенно вытесняются из активного словаря ребенка, заменяются общеупотребительными.

 

При общении с малышом стройте понятные для него фразы, делайте паузы, давая возможность осознать, что вы просите, о чем спрашиваете. Развитию речевой активности способствуют вопросы: Что это? Где то-то? Где такой же? Как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)? Куда ушла курочка (уточка, куколка, кошечка)? И т.п. Их следует сочетать с приемом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и т.п.

 

Общение с ребенком должно быть эмоциональным, смена интонационной выразительности голоса поможет поддерживать ориентировочную активность малыша, например, за мишку говорите более низким голосом, а за мышку - высоким; меняйте силу голоса в зависимости от раскрываемого сюжета (громко, тихо). Как бы ни был мал ребенок, необходимо раскрывать ему мотивацию действий. Например, покормим куколку, потому что она проголодалась. Или: "Курочка пошла за водичкой - цыплятки пить хотят. Как они кричат? Пи-пи-пи, пить хотим! Как они кричат, повтори". Такой прием вопросов и ответов за ребенка или персонажа необходим. Он оживляет занятие, помогает малышу ориентироваться в ситуации, выйти из "трудного положения".

 

Широко используйте фольклорную тематику, вносите в игру-занятие настроение шаловливого веселья, а иногда и элементы сюрпризности и неожиданности.

 По материалам журнала "Дошкольное образование"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       

Горячая линия

Телефон горячей линии Министерства образования Калининградской области 8 (4012) 59-29-53 в рабочее время 
Телефоны горячей линии в Управлении образования администрации Балтийского муниципального района 8 (40145) 3-29-09, 8 (40145) 3-76-98 в рабочее время